Согласно концепции психического развития, Оно — это первичное пространство психической энергии человека. А инстанции Я и Сверх-Я уже надстраиваются над ним. В этой статье я опишу что понимается под названием каждой психической инстанции и расскажу как определить на каком этапе вы сегодня, то есть оценить уровень развития своего Я.
Оно (Ид)
Оно – это источник всей побудительной энергии. Подсистема действует в соответствии с принципом удовольствия – ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке не выносит фрустраций. Оно свободно от любых запретов, не обращает никакого внимания на реальность и может находить удовлетворение как в реальном действии, так и в фантазиях, воображая, что уже имеет то, что хочет, ведь воображаемое удовлетворение ничем не хуже реального. Оно – вне резонов, вне логики, вне ценностей, вне морали. Оно требовательно, импульсивно, слепо, иррационально, асоциально, эгоистично и обожает удовольствия.
Сверх-Я (Супер-Эго)
Сверх-Я представляет собой моральную ветвь нашего существования. Сюда относятся идеалы, за которые мы боремся, и наказания (чувства вины), которых мы ожидаем, когда нарушаем свой этический код. Эта структура функционирует, чтобы контролировать поведение в соответствии с правилами общества, предлагая награды (чувство гордости, любви к себе) за «хорошее» поведение и наказания (чувства вины и неполноценности, а также самонаказание в виде так называемых несчастных случаев) за «плохое» поведение.
Сверх-Я может функционировать на очень примитивном уровне, будучи относительно неспособным считаться с реальностью и менять свои действия в зависимости от обстоятельств. В таком случае человек не в состоянии отличать мысль от действия, переживая чувство вины за дурные помыслы, даже если они не приводят к проступку. Более того, индивид ограничивает себя суждениями типа «все-или-ничего», «черное-или-белое» и стремится к совершенству. Чрезмерное увлечение такими словами, как хороший, плохой, приговор, суд, говорит о строгом Сверх-Я. Но Сверх-Я может быть также понимающим и гибким.
Например, люди бывают способны прощать себя или кого-то другого, если для них очевидно, что все произошло случайно или совершено в состоянии сильного стресса.
Я (Эго)
В то время как Оно ищет удовольствия, а Сверх-Я — совершенства, Я стремится к реальности. Функция Я заключается в том, чтобы выразить и удовлетворить желания Оно, согласовав их с реальными обстоятельствами и с требованиями Сверх-Я. В то время как Оно действует в соответствии с принципом удовольствия, Я действует в соответствии с принципом реальности: удовлетворение влечений откладывается до того момента, когда можно будет получить наибольшее удовольствие при минимуме болезненных и неприятных последствий. В соответствии с принципом реальности энергия Оно может блокироваться, отводиться в сторону или освобождаться постепенно в полном согласии с требованиями реальности и совести. Подобная стратегия не противоречит принципу удовольствия, а скорее свидетельствует о временном отступлении. Она служит для того, чтобы, по словам Бернарда Шоу, «можно было выбрать линию наибольшей выгоды, а не линию наименьшего сопротивления». Я способно отделить желание от фантазии, может выдержать напряжение и компромисс и может изменяться со временем.
Существуют огромные индивидуальные различия в функционировании Я у разных индивидов. Ведь Я представляет собой специфический способ, с помощью которого человек интерпретирует свой опыт и воздействует на окружающий мир: этот способ проявляется в том, как человек перерабатывает информацию, как контролирует свои импульсы и как строит отношения с людьми.
Выделяют последовательные стадии в функционировании Я. Эти стадии охватывают весь процесс развития Я, который представляет собой последовательное, прогрессивное продвижение ко все более зрелым уровням функционирования Я.
- На низших уровнях развития Я индивиды думают упрощенно и стереотипно, они импульсивны, склонны к самозащите.
- На среднем уровне развития Я индивиды воспринимают мир в категориях добра и зла, ценят конформность по отношению к правилам и лояльность к друзьям и семье, они поглощены приспособлением к социуму.
- На высших уровнях развития Я индивиды мыслят сложно, в своих отношениях с людьми пытаются соединить близость и независимость, принимают многоаспектность и амбивалентность жизни.
Человек может остановиться на каждой из перечисленных стадий развития, так что в любой возрастной группе люди будут резко различаться по уровню развития Я.
Кому интересно оценить уровень развития собственного Я или применить оценку к клиенту рекомендую воспользоваться Тестом незаконченных предложений (Sentence Completion Test). В сети есть его варианты разных авторов. Тест незаконченных предложений является проективной методикой и состоит из 36 или 60 начальных заготовок фраз (например: «Женщине всегда следовало бы…»), которые испытуемые заканчивают, как хотят.
Считается, что тест незаконченных предложений, будучи тестом со свободными ответами, позволяет раскрыть внутреннюю систему координат респондента. Это дает возможность заглянуть в структуру личности, к которой не могут подобраться объективные тесты.
Для примера представлены две начальные заготовки фраз и ответы, данные индивидами, имеющими низкий, средний и высокий уровни развития Я. Эти ответы на два незаконченных предложения наглядно демонстрируют последовательность продвижения по уровням Я.
Уровень развития Я | (1) женщине всегда следует… | (2) когда меня критикуют … |
Низкий: | …добиваться того, что она хочет. | …я прихожу в ярость и наношу ответный удар. |
Средний: | …пытаться выглядеть привлекательно. | …я чувствую себя глубоко задетым и мне кажется, что критикующий меня не любит. |
Высокий: | …выбирать такие роли в жизни, какие, по ее мнению, отражают ее истинное Я. | …мне это нравится, потому что я могу поучиться у других и увидеть в себе то, что видят во мне окружающие. |
На низшем полюсе мы видим довольно простую интерпретацию опыта (т.е. импульсивное удовлетворение сиюминутных потребностей), в то время как на высшем полюсе индивиды демонстрируют наличие намного более сложной и более интегрированной системы координат. Все эти завершения предложений получены от взрослых и иллюстрируют огромный диапазон индивидуальных различий в функционировании Я у людей одной и той же возрастной категории.
Записаться ко мне на онлайн-консультацию можно здесь.
Психолог, психоаналитик. Помогу в психологических проблемах (межличностных отношениях, кризисах среднего возраста, нарушениях сна, неврозах, эмоциональных расстройствах, расстройствах адаптации и пр.). Использую психодинамический подход. Работаю в направлениях: психоанализ, когнитивно-поведенческая психотерапия. Вы можете обратиться ко мне за помощью онлайн предварительно написав в вотсапе по номеру 8 989 273 0469, мы договоримся о времени сессии.