Как защититься от “наезда”, силовых “просьб” и психологического “выкручивания рук”? Простые приемы на каждый день

Как защититься от "наезда"
5
(3)

Ну как-то закрепилось в нашей речи и, соответственно, в наших мыслях, что человек, который манипулирует – просто нехороший человек, злодей, почти монстр. И сам этот глагол – манипулировать – понимается нами исключительно в негативном значении. Все они под одну гребенку – манипуляторы, диктаторы, эксплуататоры. Так?

А что вы скажете на мое заявление, что абсолютно все люди – манипуляторы? Думаю, многие удивятся. И, тем не менее, манипулируют все. Вот только одни делают это неосознанно, на основе полученного опыта коммуникаций, в которых на определенные свои действия они получали определенную реакцию окружающих. С тех пор они накопили достаточно шаблонов поведения, которые и применяют на протяжении жизни. А есть другие, которые манипулируют если не профессионально, то вполне осознанно, то есть полностью отдают себе отчет, что надо сказать или сделать, чтобы получить от окружения нужную им реакцию.

И, если вы скажете, что вот эти, последние – люди плохие, злые и расчетливые, я опять с вами не соглашусь. Потому что удовлетворение своих потребностей, охрана своего личного пространства и достижение поставленных целей в социуме – это нормальные естественные вещи для каждого человека. И тем, кто умеет это делать не “по наитию” или “как звезды покажут”, а осознанно, применяя определенные знания и техники, вот им – мой респект, а заодно и уважение и даже зависть окружающих, ибо, как правило, живут эти люди лучше, красивее, увереннее, богаче и счастливее, чем их менее осведомленные в манипуляциях товарищи.

Поэтому, я предлагаю тебе, дорогой читатель, из неосознанных манипуляторов перейти в категорию осознанных, владеющих простыми приемами, которые позволяют избежать массы неблагоприятных коммуникационных ситуаций, а также сделать свою психологическую защиту более прочной.

Думаю, было бы глупо упустить такой замечательный шанс, чтобы завтра на работе, в институте, дома с родственниками, в отношениях с противоположным полом, на детской площадке, в магазинах не оказаться привычно безоружными, а потому беспомощным в ситуациях “наезда”, спора, ссоры, “силовых” просьб, психологического “выкручивания рук” и прочих “приятностей”.

Ведь наверняка легко припоминаются ситуации, когда после общения с некоторыми людьми вы чувствуете себя уязвленными, обесточенными, подавленными, оскорбленными. А причина такая – вы, скорее всего, “выжаты” манипулятором.

В этой статье я расскажу о базовых приемах первичной защиты от “товарищей”, желающих утвердиться за наш счет, подпитаться чужой энергией, поднять свою самооценку за счет ближнего или просто “сбросить пар” на нас с вами. Эти приемы помогают при встрече как с неосознанным манипулятором, так и с человеком, сознательно вас провоцирующим.

Прежде всего, нужно понимать, что цель провокатора, манипулятора или хама – получить некую информацию о нас, установить где находятся наши границы, дестабилизировать эмоционально, сделать слабее, уступчивее, покорнее, тем самым получить некую власть над нами, разрушить нашу уверенность в себе, унизить, заразить тревогой, неуверенностью в себе, нанести нам вред, чтобы сделать более удобными для использования.

Поставить манипулятора на место значит – не позволить ему достичь своих целей. Однако, попадая под психологическое насилие, большинство неподготовленных людей реагируют вполне ожидаемым и выгодным для манипулятора образом: испытывают чувство вины, своей малозначительности, начинают сомневаться в себе, утрачивают автономность и личные границы, испытывают негативные эмоции по отношению к себе или другим, проявляют внешнюю агрессию и пр.

В первую очередь, запомните, доминирует в общении, споре, разговоре тот, кто:

  • провоцирует
  • остается в спокойном состоянии
  • задает вопросы
  • оценивает, обесценивает, обвиняет, критикует
  • говорит не о себе

А в уязвимом положении находится тот, кто:

  • эмоционально «ведется»
  • отвечает и оправдывается
  • пытается реабилитировать себя, рассказывает
  • говорит о себе и про себя
  • находится в состоянии загруженных мощностей интеллекта на поиск доводов, а потому не может адекватно оценить ситуацию

Поэтому, ваша задача – своими действиями занять доминирующую позицию. И в этом вам помогут специальные психологические приемы.

Прием 1. Провал провокации.

Необходимо спокойно и внимательно выслушать весь «наезд», провокацию, оскорбления и с интересом и пригласить продолжать дальше, задавая вопросы: «И? К чему вы ведете? Продолжайте, пожалуйста». И продолжать слушать, пока нападающий полностью не иссякнет.

Почему это работает на вас:

· вы позволяете слить ему всю энергию

· обесточиваете его, лишаете запала

· провоцирующий разочарован, так как не смог вывести вас на эмоции

· ощущает себя «провалившим операцию».

Прием 2. Сбивающие вопросы.

Выслушав провокацию, с искренним беспокойством и участием на лице интересуемся: «Что с вами, что произошло, что вообще случилось с вами?» Переводим фокус внимания манипулятора на самого себя.

Почему это работает на вас:

· разрыв шаблона озадачивает нападающего, действует отрезвляюще

· перевод внимания человека на себя, ставит его в более уязвимую позицию: он задумывается, начинает говорить о себе, градус накала падает

· ваше искреннее участие зарождает в нем зерно сомнения, лишает опоры.

Прием 3. Уточняющие вопросы.

С искренним неподдельным интересом на лице начинаем всю критику, все претензии к вам разбирать на составные части, задавая вопросы: а что конкретно вы имеете в виду? а как именно вы это поняли? а в чем это проявилось?

Почему это работает на вас:

· вы заставляете собеседника отвечать, тем самым понижаете его позицию

· провоцируете провокатора, доканываете его своими вопросами

· сами становитесь в позицию манипулятора

Прием 4. Интерпретация

С благодарностью и удовольствием ответить на хамство или оскорбление что-то типа: спасибо за ваше мнение, благодарю за ваш комментарий, спасибо, что высказались.

Почему это работает на вас:

· погасили первичную эмоцию

· разорвали шаблон

· перевели фокус на него

· слили все им сказанное в унитаз

Прием 5. Метафреймы

Выслушав «наезд» нужно задать вопросы типа:

“Вы таким способом пытаетесь обесценить мою работу?”

“Вы таким способом хотите проверить где мои границы?”

“Ваша цель – вызвать мою эмоциональную реакцию?”

“А зачем вы именно сейчас решили своим мнением поделиться?”

“А почему вы сейчас решили задать этот вопрос?”

“А каково ваше намерение?”

Почему это работает на вас:

· манипулятор, понимая, что его манипуляция раскрыта, подход поименован, продолжать не может

· заставляем его думать

· призываем его к ответу

· берем инициативу обратно в свои руки

Прием 6. Игнорирование

Выслушиваем тираду, замечание с каменным лицом или с легким удивлением и продолжаем делать то, что делали или позволить высказаться и сказав: «Да», продолжать свою речь, беседу, действия.

Почему это работает на вас:

· мы обесценили все им сказанное

· слили все в педальное ведро

Прием 7. Создание дискомфорта

Предположить в качестве цели что-то, для манипулятора дискомфортное. Например, «Вы таким способом флиртуете?», «Вы хотите произвести впечатление на аудиторию»?

Почему это работает на вас:

· погасили первичную эмоцию

· разорвали шаблон

· перевели фокус на него

Прием 8. Игра на стороне нападающего

Если «наезд» агрессивен и даже опасен, нужно внимательно выслушать нападающего и прояснить намерение. Затем предложить вместе подумать что можно для разрешения ситуации сделать именно сейчас или позже.

Почему это работает на вас:

· погасили первичную эмоцию, обезопасили себя

· переводим его в плоскость аналитики, а для этого ему надо “сбросить пар” и подумать

· берем тайм-аут, время для размышлений даст возможность найти лучшее решение

Начните использовать один или два приема, а после их удачного освоения, добавляйте постепенно остальные, чтобы в любой ситуации быть в психологическом всеоружии.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *