Крик длиною в жизнь. Как пережить утрату. Взгляд психоаналитика

Как пережить утрату. Взгляд психоаналитика
5
(1)

Начальная фаза горя – шок и оцепенение. “Не может быть!” – такова первая реакция на весть о смерти. Характерное состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем к 7-9-му дню сменяясь постепенно другой картиной. Оцепенение – наиболее заметная особенность этого состояния. Скорбящий скован, напряжен. Его дыхание затруднено, неритмично, частое желание глубоко вдохнуть приводит к прерывистому, судорожному (как по ступенькам) неполному вдоху. Обычны утрата аппетита и сексуального влечения. Нередко возникающие мышечная слабость, малоподвижность иногда сменяются минутами суетливой активности. В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Притупляется восприятие внешней реальности, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде…

«Крик» (норв. Skrik) — это серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка, созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами. На картинах изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона.

Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. С матерью будущего художника – Лаурой, они поженились, когда ему было 44 года. Лаура-Катрина была моложе супруга на двадцать лет (их брак был инцестуозным). Родители Кристиана выступили против этого брака, считая его мезальянсом, и лишили своего сына финансовой помощи. Через год после рождения Эдварда молодая семья переехала в столицу Норвегии Христианию (с 1924 г. носящую название Осло) и поселилась в одном из беднейших городских кварталов. Лауре-Катрине суждено было прожить всего лишь 33 года, но, несмотря на это, в браке у них родилось пятеро детей: Софи, Эдвард, Андреас, Лаура и Ингер. Младшая дочь Ингер родилась всего за год до смерти матери.

Лаура Катрина умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет, практически повторив судьбу своей матери, которая также умерла от туберкулеза в молодом возрасте. Cмерть матери произвела на мальчика тяжелейшее воздействие: он замкнулся в себе и почти на год потерял способность говорить. Воспоминания о матери Мунк перенесет на холст в картинах «Девочка у постели умершей матери», «Холод покойника», «Отъезд». Именно в этот период, стараясь найти другие пути самовыражения, Эдвард впервые приступает к рисованию, которое затем станет его любимым и основным занятием в жизни.

Смерть супруги отразилась и на отце Мунка, который впал после этого в уныние. В молодости он много путешествовал, был человеком мечтательным и творческим. Потом же вместо столь любимых его детьми сказок и саг он стал читать им почти исключительно Библию; за малейшую провинность подвергал жестокому наказанию. По воспоминаниям самого Мунка, отец после смерти матери сразу постарел и страдал от «тысячи страхов».

Эдвард Мунк прожил долгую, но несчастную жизнь. Был слабым и болезненным от рождения, а вскоре остался сиротой. Эдвард теряет мать в пятилетнем возрасте. Самым близким человеком становится его старшая сестра, но и она умирает от туберкулеза в 15 лет. Потеря за потерей.

Как пережить утрату. Взгляд психоаналитика
Эдвард Мунк “Мертвая мать”

Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи, сестра, с которой он был очень близок; ее смерть оставила глубокую рану, которая актуализировала непрожитое горе, всколыхнула и усилила боль, поселившуюся в душе после смерти матери. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин — «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и — косвенно — целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, лишь усилившиеся со временем, спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения и она стала вечной обитательницей психбольниц.

Сестра Эдварда закрывает уши, она в отчаянии (позже Мунк напишет картину с названием «Девочка у постели умершей матери»). Одна из сестер умрет позже от туберкулеза, другая попадет в психбольницу. Именно она изображена на многочисленных работах Мунка под названием “Крик”.

Эти трагедии, горести, пережитые в раннем детстве, накладывают глубочайший кровоточащий отпечаток на характер, психику и на всё творчество Эдварда Мунка.
Проделыванию работы горя мешает застревание в идентификации с утраченным объектом. Работу такого тяжелого горя (смерть матери) не в состоянии выполнить ни один ребенок. Сам факт дублирования темы в похожих картинах говорит о попытках автора в навязчивом повторении справиться с непереносимой травмой.

Забыть нельзя, расстаться невозможно

После того, как мы принимаем смерть своих близких, нам хочется двигаться вперед, перестать чувствовать боль и снова окунуться в жизнь. Эмоциональное присутствие ушедшего человека все еще дает о себе знать, вынуждая нас выстраивать новые и более подходящие взаимоотношения.

Этот период преодоления известен как работа горя – термин, предложенный Фрейдом для описания внутреннего и внешнего приспособления, которое необходимо осуществить после утраты.

Существуют две главные составляющие успешной работы горя: нужно заново обозреть взаимоотношения, чтобы оценить, что они значат для нас, и затем перевести их в категорию воспоминаний без будущего.

В своей знаменитой работе «Печаль и меланхолия» Фрейд заметил, что мы никогда добровольно не отказываемся от наших эмоциональных привязанностей: то, что нас покинули, еще не означает, что мы прекращаем отношения с тем, кто нас покинул. Мы сохраняем отношения, продолжая реагировать на его или ее эмоциональное присутствие, общаемся с психическим двойником утраченного объекта.

Мы храним в нашей памяти психических двойников всех людей и вещей, которые населяют или когда-то населяли наш мир. Эти двойники ни в коем случае не являются точными копиями оригиналов. Мы создаем образы психических двойников так же, как художник рисует натурщика, пропуская реальность сквозь фильтр собственного видения, собственных потребностей, фантазий, ограничений и переживаний. Психический двойник может даже не иметь тех особенностей характера человека, которые заметил бы беспристрастный наблюдатель. Но не это важно. Психические двойники являют собой психологически истинную картину взаимоотношений, отраженных в наших переживаниях.

Способность хранить в памяти образы психических двойников формируется примерно на втором году жизни. Психоаналитики называют это важнейшее достижение детского развития постоянством объекта; оно позволяет ребенку сохранять в своей памяти образы близких людей и дает ему возможность переносить пребывание в одиночестве. По мере укрепления способности сохранять психических двойников ребенок может проводить в одиночестве гораздо больше времени. Все мы знаем таких взрослых, которые не могут переносить уединения; скорее всего, это связано с тем, что что-то у них было не так на данной стадии развития.

Как пережить утрату. Взгляд психоаналитика
Эдвард Мунк “Меланхолия”

Понятие психических двойников важно для понимания работы горя. Пока у нас продолжаются реальные отношения с кем-то, он или она влияет на нас, и мы соответствующим образом перерабатываем и видоизменяем его или ее психического двойника. Когда он или она оставляет наш мир, переживание реальности затихает или исчезает, а психический двойник все еще существует; его присутствие становится даже более явственным из-за разлуки. Работа горя включает в себя охлаждение чувств, связанных с утратой, и успокоение психического двойника.

Способность к выполнению работы горя в значительной степени связана с процессом нашего взросления. Наша жизнь с самого момента рождения сопровождается потерями. Младенец отказывается от материнской груди, чтобы пить из чашки; когда он начинает ходить, то утрачивает безопасность, которую он ощущал, когда его носили на руках. Если такие перемены происходят в надежном окружении, то ребенок преуспевает в своем развитии и, скорее всего, став взрослым, уже имеет психологическую модель горевания.

Успешное развитие предполагает череду расставаний, воспоминание о них – как подъем по лестнице. Когда лестница установлена прочно, мы уверены в опоре и жаждем сделать следующий шаг, чтобы достигнуть новых высот. Если лестница шатается или мы вынуждены подниматься слишком быстро, сделанные шаги вселяют страх, не давая ощущения контроля за ситуацией.

При отсутствии в прошлом здоровых расставаний работа горя происходит намного медленнее. Прежде чем смириться с новой потерей, мы вынуждены обращаться к не пережитым полностью прежним утратам.

Когда заканчивается работа горя? Самый правдивый ответ состоит в том, что мы никогда добровольно не отпускаем от себя кого-то или что-то, чем мы дорожим. Поскольку бессознательное не имеет временных границ, то, сделав однажды эмоциональный вклад в человека или вещь, мы продолжаем хранить их психического двойника в уголках нашей памяти.

Даже если мы полностью отгоревали, печаль может возвращаться в годовщины смерти. Эти годовщины могут быть связаны с какими-то важными обстоятельствами или временем дня, недели или года, которое воскрешает в памяти прошлые взаимоотношения или их окончание. Эти возвращения психических двойников, как правило, протекают достаточно обыденно и, при неосложненном горевании, острота их приглушается по прошествии нескольких лет.

Как пережить утрату. Взгляд психоаналитика
Эдвард Мунк “Девочка у постели умершей матери”

Как возродиться и наполнить свой мир смыслом?

Как страдание переплавить в мудрость?

Как восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни?

Может ли психоанализ помочь в поиске этих ответов? Да, может. По большому счету только психоанализ и может помочь в ситуации затянувшейся печали и меланхолии.

Как? Если кратко, то “работа печали” состоит в том, чтобы оторвать психическую энергию от любимого, но теперь утраченного объекта. До конца этой работы “объект продолжает существовать психически”, а по ее завершении “Я” становится свободным от привязанности и может направлять высвободившуюся энергию на другие объекты.

Это непростой и небыстрый путь продвижения от одной фазы психического состояния к другой. Но этот путь вполне реален и его можно пройти вместе с психоаналитиком в аналитической терапии.

Записаться ко мне на онлайн-консультацию можно здесь.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *