Когда я выбирала место и школу для начального обучения практике йоги, мой выбор пал на Ришикеш (Rishikesh ) – город, расположенный в северной Индии, в предгорьях Гималаев, традиционно считающийся мировой столицей йоги. Да и где еще учиться йоге, скажете вы, как не на родине йоги – в Индии.
Надо отметить, о своем выборе я ни разу не пожалела. Это был не просто курс йоги, это было для меня, как перелет на машине времени в другую жизнь, на другую планету. Нет, не в сказку, где все прекрасно, потому что не все там прекрасно, но – все удивительно.
Удивителен чистый прозрачный горный воздух по утрам, белоснежные облака на ярко-голубом небе и, проявляющиеся постепенно из опадающего утреннего тумана Гималаи.
Удивительны праздношатающиеся коровы, доверчиво ожидающие вкусняшек от туристов. Здесь говорят, что Ришикеш – это город йогов, откормленных коров, наглых обезьяна и голодных рыб. Я бы не сказала, что коровы сильно откормленные, но то, что вся живность здесь считает себя как минимум равной человеку и ведет себя соответственно – это факт. Корова – такой же полноправный пешеход на дороге как и вы, даже более уважаемый, потому что вы отскакиваете с пути по сигналу мотоциклов и машин, а коровы идут себе спокойно как шли, а водители их заботливо объезжают. Обезьяны здесь вообще считают себя хозяевами жизни, и по праву, ведь это люди поселились в их владениях, а не наоборот. А вот рыбы мне не встретились. Даже не знаю. где эта рыба здесь водится, но вполне допуская, что она голодная.
Удивительно, что люди, живущие в, мягко говоря, скромных условиях, часто не имеющие того, что мы с вами в повседневной жизни даже не считаем благом, а пользуемся как само собой разумеющимся, эти люди – счастливы. И это не бравада от безысходности, они действительно счастливы, просто тем, что живут. Счастливы настолько, что это отражается в их глазах, на лицах, в улыбках, и они готовы делиться этим счастьем с окружающими, в том числе с нами, хмурыми и недоверчивыми европейцами, которым, чтобы считать себя счастливыми просто возможности жить на этой земле мало. Нам же пальцев рук не хватит, чтобы пересчитать то «необходимое», что в нашем понимании нужно для счастья.
Удивителен режим дня в ашраме. Ежедневный общий подъем в 5 утра, а у кого-то и еще раньше, потому что, с трудом разлепляя глаза по звонку будильника в 5-00, я уже слышала звуки утренних песнопений из храма. И, отбой при этом, после вечернего сатсанга[1] и киртана[2], не раньше 22 часов. То есть с учетом времени необходимого хотя бы на элементарные гигиенические процедуры утром и вечером, на сон остается 6-6,5 часов. Я не уверена, что смогла бы спать на постоянной основе только 6 часов и, всегда улыбаться и петь при этом.
Ришикеш – это полностью вегетарианский город и алкоголь здесь запрещен. На всей протяженности города расположилось огромное число центров по изучению йоги.
Пармарт Никетан (Parmarth Niketan) – Самый известный и самый богатый ашрам Ришикеша, его название переводится как «Обитель всеобщего благоденствия». Ашрам удобно расположен на самом берегу Ганги и имеет собственный гхат[3], открывающийся к Гангу. Ежедневно в 7 часов вечера, когда половина солнца уходит за горизонт, здесь совершаются священные церемонии – аарти.
Ганга-аарти – смесь эстетической красоты, глубокой духовной силы и яркого шоу в основе которого – церемония подношения богам, в первую очередь, священного огня, а также цветов, риса, воды, при этом участники поют мантры и песни в честь богов.
Ашрам также известен на весь мир благодаря своим удивительным садам. Каждый год в начале весны здесь проходит всемирный фестиваль йоги.
Parmarth Niketan регулярно проводит курсы йоги в т.ч. для иностранцев. Занятия проводятся на английском языке. Предлагаются курсы для начинающих, продвинутых учеников, учителей йоги и йога терапия. Перечень курсов можно посмотреть на их сайте …
Президентом ашрама является Пуджа Свами Чидананд Сарасвати Махарадж (H. H. Pujya Swami Chidanand Saraswatiji Maharaj), религиозный деятель, Учитель, духовный лидер и ученый, признанный во многих странах мира. Много путешествуя, участвуя в многочисленных международных форумах и являясь членом серьезных международных ассоциаций и фондов, гуру сделал очень много для превращения ашрама в современный и продвинутый центр развития души и тела.
В феврале – марте каждого года в ашраме проводится фестиваль йоги, на который съезжаются лучшие Учителя и йоги со всего мира.
Я прошла здесь базовый курс йоги, который предполагает изучение основ йоги для новичков без опыта и включает асаны, пранаяму, Сурью Намакар, базовые асаны Хатха йоги, ведическое пение, карма йогу и общение с учителем.
Какого типа люди приезжают сюда изучать йогу? Однозначно ответить трудно. Разные. И по национальности, и по возрасту и по профессии. В нашей группе было 17 человек: немцы, французы, американцы, индийцы, итальянцы, шведы, эстонка (из поколения, которе уже не говорит по-русски), один непалец и еще один монах (канадец по национальности) из монастыря неподалеку. Он так и приходил на занятия в монашеской рясе с капюшоном. Видимо для обучающихся монахов здесь делают исключение по дресс-коду, потому что для всех изучающих йогу в ашраме является обязательным ношение на все занятия белой униформы: удлиненная рубаха-распашонка и свободные брюки-шаровары. Русских, кроме меня, в группе не было. Возраст разный. Самому молодому парню из Италии – 25, и самой взрослой даме из Индии – 69 лет.
Одно могу сказать определенно: это люди, для которых йога – большее, чем просто физкультура… или такие, кто этого еще не понимают, но некая кармическая рука толкает их на путь йоги. Например, девушка из нашей группы, Анна, дизайнер из Швеции, на вопрос, почему она здесь, так и ответила: « Я не знаю. С некоторых пор в моей налаженной жизни в Стокгольме появилось слово «Индия», возникли мысли о йоге, появились знакомые, практикующие йогу, возникли ссылки на ресурсы в интернете. Я поняла, что мне это нужно.»
Одним словом, всех учащихся здесь объединяет понимание, что йога – это не просто комплекс упражнений, а определенное мировоззрение, философия, путь к здоровью и развитию.
Расписание занятий довольно плотное. Две «пары» по 1,5 часа каждая с шести утра – это практика медитации, пранаямы и асан, потом обед и еще две «пары» – теория, ведическое пение (мантры) и снова асаны. Далее – ужин, а сразу после ужина – обязательное присутствие на ежевечерней церемонии аарти на берегу Ганги. С восьми до девяти вечера – сатсанг. В девять часов вы свободны и можете делать что хотите, но вы не хотите ничего делать, потому что ужасно хочется спать.
Что вы получите здесь помимо сертификата об обучении?
Прежде всего, вы научиться слушать свое тело, а не просто выполнять упражнения. И потом выполнять все упражнения на своем уровне, и по мере возможностей организма в каждый момент времени. Никто, даже самый лучший учитель, вам не подскажет точно, что вам надо или не надо делать в данный момент времени, кроме как ваше собственное тело.
Дадут представление о философии йоги и подробно расскажут о ее восьми главных ступенях.
Вас научат технике выполнения базовых асан, как говорится, «отстроят асаны» в вашем исполнении, и вы сможете впоследствии уверенно практиковать их дома, продвигаясь постепенно к оригинальной форме.
Научат ряду важных техник пранаямы. Покажут принципы медитации и обучат мантра –йоге – ведическому пению мантр.
Вы получите возможность познать себя и раскрыть свои возможности. А с постоянной практикой приходит полная переоценка ценностей, и часто человек полностью меняет прошлый образ жизни.
[1] Сатсанг — понятие в индийской философии, обозначающее: высшее истинное сообщество, сообщество высшей истины; общение с гуру; собрание людей вокруг просветленного человека, с целью услышать истину, говорить о ней и усваивать её.
[2] Киртан, или санкиртан(а) (санск. — «повторять») — форма духовной практики в индуизме и сикхизме, заключающаяся в коллективном воспевании имён и славы Бога.
[3] Гхат, или Кхат — каменные ступенчатые сооружения, служащие для ритуального омовения индуистов.
Читайте далее
Как обучиться йоге самостоятельно?
Что делать в Ришикеше и как добраться
[jetpackcrm_form id=”1″ style=”simple”]
Психолог, психоаналитик. Помогу в психологических проблемах (межличностных отношениях, кризисах среднего возраста, нарушениях сна, неврозах, эмоциональных расстройствах, расстройствах адаптации и пр.). Использую психодинамический подход. Работаю в направлениях: психоанализ, когнитивно-поведенческая психотерапия. Вы можете обратиться ко мне за помощью онлайн предварительно написав в вотсапе по номеру 8 989 273 0469, мы договоримся о времени сессии.