В индийском ашраме мне довелось побывать в сентябре 2017 года. Еще за несколько месяцев до этой поездки мне и в голову не могло прийти, что я выберу себе столь экзотический отпуск.
Возможно, вы не встречали слово «ашрам» прежде. Поэтому я поясню: ашрам – это место, в котором люди проживают вместе, подчиняясь особым правилам, ради укрепления в духовной практике и подзарядки своих внутренних батарей.
Первые ашрамы появились в Индии многие века назад. Древние мудрецы – риши – много времени проводили в размышлениях о сущности бытия. В какие-то моменты они понимали, что для лучшего познания себя им необходимо удалиться от себе же подобных. Тогда седовласые старцы (какими их описывают легенды) уходили в горы или лесные чащи. И там жили вдали от цивилизации, проводя в медитациях и занятиях йогой все свое время.
Через какое-то время ашрамы стали местом компактного проживания коммун. Наверное, мудрецы поняли, что единения с природой это хорошо, но таскать брёвна для хижин и медитационных холлов удобнее вдвоём. Да и любопытные ученики им не давали покоя. Ибо многим хотелось обрести не только глубокое душевное спокойствие, но и какие-нибудь мистические способности. Таким образом, одинокие отшельники обрастали последователями. Кучки последователей в результате развития превращались в ашрамы.
И вот, спустя сотни лет, подобные места до сих пор привлекают мудрецов, студентов и офисных работников с экзистенциальным кризисом со всего мира. Современный ашрам представляет собой мини-город со всей необходимой инфраструктурой, предназначенной для паломников, приезжающих со всего мира.
К слову сказать, ашрамы – это не индийское изобретение, такие коммуны есть по всему миру. Однако, где бы ашрам не находился географически, в нем обычно можно выделить следующие особенности:
▪ достаточно жесткая дисциплина: строгий режим дня, разделение на М и Ж, трудовые повинности, медитации, практики и т.д.);
▪ большой упор на личность гуру, вокруг которого эта община была организована;
▪ проживание с минимальными удобствами;
▪ оплата проживания за пожертвование;
▪ возможность служения через бескорыстную практику помощи другим (как внутри общины, так и за ее пределами).
Меня в ашрам привело огромное желание получить базовые знания в практике йоги у истоков этой древней философии. Желание было настолько большим, что так называемое проживание «с минимальными удобствами» меня не остановило. Начитавшись отзывов об антисанитарных условиях индийских ашрамов, а также об инфекциях и насекомых, являющихся неизбежным спутником антисанитарии и скученности в одном месте большого количества людей, я запаслась в поездку внушительной аптечкой с таблетками от заболеваний ЖКТ, собственным постельным бельем и полотенцем, хозяйственными тряпками и порошками, а также марганцовкой и содой для мытья овощей и фруктов.
Самым тяжелым пунктом, который мне следовало принять – это вероятность педикулеза, о которой также сообщали в отзывах путешественников. Но моя решимость ехать, во что бы то ни стало, была так велика, что я была морально готова и к этому. Я просто купила в аптеке современные препараты от педикулеза и укомплектовав ими свою аптечку, успокоив себя, что если случится, то сразу же эту напасть у себя выведу.
Мысль об отсутствии медицинской страховки немного омрачала мое путешествие, но я верила, что все будет хорошо. Дело в том, что, обратившись за страховкой, я узнала, что представительств страховой компании (не только этой) в тех местах нет, и купленный мной полис будет бесполезен.
Забегая вперед, скажу, что не так страшен черт, как его малюют и в наше время даже в индийском ашраме можно за деньги купить себе вполне приличные условия проживания. Хотя для этого на месте нужно проявить некоторую твердость и решимость, а то и за деньги можете оказаться в одной кровати с обезьянами.
Выбрав самый большой и цивилизованный (по индийским меркам) ашрам в Ришикеше, я справедливо надеялась, что иностранцев едет туда много, а значит условия проживания должны быть как минимум сносными.
На деле, мне удалось заселиться двухместную комнату в самом приличном корпусе с горячей водой, постельным бельем, полотенцами, вентилятором и даже кондиционером. Оплатив полуторный тариф, я получила возможность одноместного проживания. Только не подумайте, что это люкс. Это даже не стандарт. Удобства действительно – базовые, только поспать и как-то сполоснуться. Но поверьте, для индийского ашрама – это круто.
Корпус представлял из себя интересную планировку типа общежития с общим длинным коридором, но, внимание, стена, отделяющая комнаты от коридора не была сплошной. Где-то в 30-40 см от потолка стена заканчивалась, и пространство было прикрыто тонкой москитной сеткой. Кроме того, все четыре этаже сообщались между собой, через открытые площадки в потолке и полу. Можете себе представить какой шум, гам и гвалт постоянно стоял в таком общежитии? А еще чих, кашель и все сопутствующие звуки из туалетов и душевых.
До сих пор не знаю с чем связана такая планировка. То ли так велико чувство общности у народа Индии, что хотят всегда друг друга рядом ощущать, то ли просто клаустрофобия. Однако, повторюсь, проживание такое вполне сносно, и, по крайней мере, от процесса получения знаний в практике йоги, не отвлекает, поскольку режим дня действительно строгий, а график занятий – плотный, поэтому бывать в комнате много времени не приходилось.
Главное в ашраме – духовные практики и общение. Общения много. Для человека из страны с плотностью населения 8 человек на 1 квадратный километр – даже слишком много. Для сравнения в Индии плотность населения на 1 квадратный километр – 341 человек. Но ведь вы и ехали общаться, не так ли? А если нет, то насильно к вам приставать не будут, что тоже неплохо.
Очень даже рекомендую такой нестандартный вариант отдыха и путешествий. Особенно это будет интересно тем, кого достала ежедневная суета и кто хочет от пассивного времяпровождения перейти к такому, которое восстанавливает душевное равновесие, укрепляет духовные силы и помогает найти себя.
Ашрам Parmarth Niketan один из самых больших и именитых в Ришикеше. В ашраме жесткий график времяпровождения с подъемом в 5 утра каждый день. Ну на то он и ашрам, это же почти монастырь. Точнее – нечто среднее между школой-интернатом и монастырем. Все нацелено на обучение и духовное развитие.
Типичный день в ашраме начинается с утренней молитвы, затем начинается ежедневное занятие йогой и медитацией, сатсанг, киртан, программы лекций, всемирно известный ритуал Ганга Арти возле берегов реки, а также аюрведические процедуры (но это по желанию и за дополнительные деньги).
Группа обычно интернациональная, в нашей были люди из Франции, Швеции, Германии, Эстонии, много из самой Индии. Из России я была одна. Возраст от 20 и до 70. По-моему, самой возрастной нашей студентке было около 70. Все были как я «с нуля» и не стеснялись этого, а со старанием учились. Труднее всего всем давались ежедневные ранние подъемы, в 6 утра уже надо быть в йога-классе, а до него еще надо дойти от общежития. Мы собирались возле выхода и шли к зданию йога-холла вместе, группой. Догадайтесь почему?
Аллея к йога-холлу с обеих сторон окружена деревьями, на которых собирались обезьяны. И это не такие обезьяны, милые и искусные, которых мы привыкли видеть в цирке. Это местные дикие монстры, огромные, хищные, с когтями как у рыси. Чтобы они не напали нужно было передвигаться группой и еще стучать по земле палками демонстрируя, что группа способна постоять за себя. Иметь такую 1,5 метровую палку в Ришикеше также важно как ружье в саванне, студенты передавали свои палки вновь прибывшим по наследству вместе с устным инструктажем как пользоваться.
Труднее всего лично мне давались занятия по мантра-йоге. Это когда на 1,5 часа, а иногда на 3 часа (с небольшим перерывом) мы садимся в один большой круг в йога-холле и поем мантры. Представляете 1,5 часа не прерываясь петь одну и ту же мантру из 15 слогов? Но зато голова потом реально пустая, никаких мыслей, одна вибрация от звука.
Обучение в ашраме на английском языке. Это второй государственный язык Индии и индусы неплох на нем говорят. Это я сейчас про преподавателей в ашраме. А вот местное население не говорит на английском и почти не понимает его.
Ашрам содержит 1000 жилых комнат. И в части комнат есть современные удобства, душ с горячей водой и даже кондиционер. Мне повезло, я жила в таком номере.
На фоне тех комнат, что я посмотрела при прибытии, моя показалась мне раем: есть большое окно с видом на ухоженную территорию, кровать с постельным бельем, душевая с горячей водой (ну и что что нет поддонов и вода течет на пол) и, о чудо, есть кондиционер, хотя такого огромного как дизельный генератор небольшого завода и работающего с шумом ниагарского водопада, я никогда не видела (посмотрите на картинке). И, главное, есть навесной замок, на который можно свою комнату запирать – тоже знак повышенной комфортности.
Когда я собиралась в поездку в ашрам, я перечитала все источники в сети по этой теме: историю Ришикеша и самого ашрама, отзывы и советы побывавших, описания достопримечательностей, особенности транспортного сообщения, словом, все, что могла найти. Это очень здорово, что, не выезжая на место мы можем собрать если не всю, то основную информацию об интересуемом объекте и подготовиться.
Обычно, путешествуя, я не пренебрегаю таким средством как медицинская страховка. Это реально полезная вещь, ведь от внезапных заболеваний и инфекций никто не застрахован. А тут Индия – страна густонаселенная и не слишком рафинированная в плане благ современной цивилизации. И пункт назначения – не Дели, а деревушка Ришикеш у подножья Гималаев. Но в российской страховой компании, куда я обратилась за страховкой мне сказали, что ничем не смогут помочь, так как в тех местах просто нет медицинских отделений или пунктов, с которыми был бы заключен договор о медицинской помощи. И в другой страховой компании была та же история. Что ж, пришлось ехать без медицинской страховки.
Я взяла с собой все дезинфицирующие средства которые знаю: перекись и спирт, марганцовку и соду для мытья посуды и фруктов, фурацилин и хлоргексидин. Запаслась средствами от диареи и антибиотиками. Начитавшись про педикулез в ашрамах, купила и привезла с собой два варианта средств от вшей. И не надо ха-ха, это Индия, детка. Здесь лучше перестраховаться, тем более, если помните, медицинской страховки у меня нет. И на практике оказалось, что никакие средства предосторожности здесь лишними не бывают: периодически кто-то из студентов имел проблемы с кишечником, а один случай был чрезвычайно тяжелым – парня увезли с дикой рвотой и диареей куда-то в ближайший пункт помощи и вернулся к учебе он только через три дня. И он еще был местный, индус, а с европейцем может не все бы так хорошо и быстро завершилось.
Мне понравилось обучение. Мне понравился этот непохожий на мой мир. Я рада, что я переборола свои страхи и решилась приехать сюда. Это определенно того стоило. Поездка и обучение в Индии сыграли в моей жизни особую роль, можно даже сказать – поворотную. После обучения и года самостоятельной ежедневной практики йоги, я приняла решение завершить свою финансово-экономическую карьеру в офисе и посвятить себя совершенно другой области жизни – изучению практик ЗОЖ, а в последствии обучению им, преподаванию йогатерапии, постижению искусства растительной (веганской) кулинарии.
Что делать в Ришикеше и как добраться
Как обучиться йоге самостоятельно
Психолог, психоаналитик. Помогу в разных психологических проблемах (межличностных отношениях, кризисах среднего возраста, нарушениях сна, неврозах, эмоциональных расстройствах, расстройствах адаптации и пр.). Использую психодинамический подход. Работаю в направлениях: психоанализ, когнитивно-поведенческая психотерапия. Вы можете обратиться ко мне за помощью онлайн предварительно написав в вотсапе по номеру 8 989 273 0469, мы договоримся о времени сессии.