Есть ли будущее у симбиотических отношений? Психоаналитический взгляд

Есть ли будущее у симбиотических отношений? Психоаналитический взгляд
5
(2)

В статье Уйти нельзя, расстаться невозможно мы подробно разобрали аспекты пассивной и активной формы симбиотических отношений. Рассмотрим теперь на практике симбиотическую связь садиста и мазохиста на примере героев фильма «Секретарша» (2002, США). И попробуем предположить будущее этих героев в случае продолжения из симбиоза.

Главная героиня выросла в неблагополучной, дисфункциональной семье, где пьющий отец регулярно избивает мать. Мать – отражение гипертрофированной традиционной модели фемининности как воплощения пассивности и зависимости. После избиений брак не распадается, отношения продолжаются, демонстрируя детям психологическую сцепку – «любовь – это боль». Классическая модель семьи для формирования мазохистического характера у детей.

Скорее всего, самоповреждающее поведение – это способ для Ли справиться с непереносимостью слишком сильных для ее психики эмоциональных состояний. Более адекватному способу справляться с эмоциональными переживаниями Ли не обучена. Позже, самопорезы, ожоги могут быть у нее проявлением агрессии на родителей, обращенной против себя, как существа недостойного и никчемного, а потому тяготеющего к полной и добровольной зависимости, это для нее привычный паттерн. Плотная симбиотическая связь с матерью является тому подтверждением.

Как следствие, наблюдаем у героини отсутствие или слабую выраженность потребности в позитивной свободе,  неспособность к свободному волепроявлению, неверие в свои возможности, отсутствие или крайне слабую внутреннюю ответственность перед собой и другими.

Главный герой – адвокат Грей, странный тип гипертрофированной чистоплотности и аккуратности, с завышенными требованиями дисциплины, что выдает в нем анально-садистический характер по Фрейду.

Грей закрыт, немногословен. С первых минут общения он понимает, что Ли — тот объект, что ему нужен: в собеседовании он делает акценты на скучности работы, рутинных обязанностях, но Ли на все согласна. Далее, все закономерно. Грей демонстрирует жесткость, властность, стремление к доминированию. Начиная с морального унижения (придирки к манерам, одежде, движениям Ли) и психологического насилия (расскажи мне про свой интим с бойфрендом) переходит к сексуализированному физическому.

Читайте по теме: Психоанализ травматической привязанности. Почему они не уходят?

Герои нашли друг друга. Он стремится к тотальному господству, что характерно для садизма (в психоаналитическом ключе), а героиня стремится к подчинению, что характерно для мазохистического характера.  Они оба склонны к построению симбиотических отношений, в которых каждый из них теряет свое личностное содержание и попадает в полную зависимость от другого. Садистская личность стремится освободиться от мучительного одиночества, превращая другого человека в часть себя самой. Мазохистическая – отречься от себя, слившись с подавляющим, поглощающим, отказаться от психологической защиты.

Симбиотическая связь героев заменяет им любовь в общепринятом смысле этого слова. Героиня преодолевает психологическое одиночество, становясь неотъемлемой частью другого человека (перейдя из симбиоза с матерью в симбиоз с мистером Греем). И вот уже он руководит ею, направляет ее, диктует что ей есть, а что нет; он становится ее жизнью, ее воздухом. У Ли наблюдаем классический мазохистический паттерн: «Он – все, а я – ничто; я значу что-то лишь постольку, поскольку я – его часть».

Садизм и мазохизм – взаимодополняющие дивиации. Мазохист (Ли) стремится растворить свою индивидуальность, отдельность, путем полного слияния с доминирующим субъектом. Садист (Грей) также стремится к слиянию и расширению, трансформации своей индивидуальности, только избирает при этом противоположный путь – поглощение своего партнера. Оба они очень зависимы от связи друг с другом, так как собственная идентичность для каждого из них невыносима и несет с собой ощущение тревожащей пустоты и неполноценности. Вдобавок эта связь реализует потребность героев в близких эмоциональных отношениях путем обоюдного удовлетворения влечений.

Перед нами чистой воды дивиантные отношения героев, хотя репертуар их взаимодействия не исключает и не ограничивает возможность осуществления генитально-генитальных сношений, которые могли бы привести к оплодотворению и не характеризуется стойкой тенденцией к избеганию половых сношений. Негативные эмоциональные реакции отсутствуют, как и чрезмерный сознательный контроль.

Грей самоутверждается тем, что подчиняет себе безраздельно личность, которую любит. А он, безусловно, “любит” свою жертву, как любит всех, над кем осуществляет свою власть. Он любит Ли именно потому, что та в его власти. Подчиняемая жертва тоже может иметь выгоды как в индивидуальном плане, так и в социальном. Ли с момента начала отношений преображается, превращается из забитой бесполой особи в привлекательную женщину, обретает смысл жизни и цель.

Есть ли будущее у симбиотических отношений?

Фильм заканчивается хэппи-эндом. Но вряд ли у героев будет все хорошо в будущем. Особенно сомнительно счастливое будущее героини. Потому что Грей, как мы видим, вполне адаптирован к действительности, и способен контролировать свои импульсы. А вот Ли, несомненно, психически слабее, способна жить только в симбиозе с кем-то в виде «послушной глины в его руках». И при малейшем изменении отношения со стороны Грея к ней в полной мере будет возвращаться чувство собственной неполноценности, беспомощности, негодности. А потому вероятны регрессии и возвращения к прежним самоповреждающим паттернам переживания тревоги.

У Ли была хорошая попытка обрести себя, когда она только закончила курсы машинисток и нашла работу. Вспомним, как она радовалась предстоящей должности, обретенному статусу секретарши, тому, что как бы получила подтверждение от мира, что и она может быть самостоятельной, нужной и полезной.

Вторая попытка вернуть себе психологическую устойчивость была у Ли, когда после увольнения у адвоката, она активно начала искать альтернативы. Вот только поиск был не в том направлении, потому что она стала искать новую связь именно в русле БДСМ. И ей не повезло, она встретила таких же как она симбиотических мазохистов, которые сами желали унижаться и покоряться. А ей нужно другое. В бессознательном мазохистической личности заложена некая сила, которая заставляет их чувствовать свою неполноценность и потребность в садистическом партнере. Думаю, Ли прилепилась бы к любому свободному партнеру с выраженной садистической дивиацией.

Однако, проявление своего Я заложено эволюцией, и человек, как бы он этого ни хотел, не может слиться до конца в одно целое с симбиотическим партнером. Именно это и ставит под сомнение счастливой совместное будущее героев фильма. И здесь, на мой взгляд, два варианта развития событий.

Читайте по теме: Почему 85% людей выбирают зависимость?

Первый – Ли навсегда отрекается от своей целостности и индивидуальности, становится предельно зависимой и покорной, ее саморазвитие заканчивается. Удовлетворение в паре будет требовать нарастания дивиаций в сторону повреждающих и даже смертельно опасных. Это деградация обоих героев и конец, скорее всего физический.

И второй – в отношения пары вмешается нечто. Этим нечто может стать что угодно – рождение ребенка, интересная работа, новая подруга, психотерапевт, наконец. И это будет способствовать интроекции в структуру Я героини новых адаптивных паттернов поведения в жизни, расширению границ конструктивного опыта. И тогда, при неизменности отношения со стороны Грея, это был бы разрыв отношений. Но разрыв благотворный, целебный, способствующий психологическому росту героини, укреплению ее адаптивных возможностей и развитию ее личности.

Записаться ко мне на онлайн-консультацию можно здесь.

Крик длиною в жизнь. Как пережить утрату. Взгляд психоаналитика

Уйти нельзя, расстаться невозможно

Психоанализ травматической привязанности. Почему они не уходят?

Почему 85% людей выбирают зависимость?

Буддистская медитация покоя

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *