Как обучиться йоге самостоятельно?

0
(0)

Этот вопрос встал передо мной два года назад неизбежной необходимостью. Трудно было найти человека столь далекого от йоги в то время какой была я.  Будучи на протяжении своей жизни мало спортивным человеком, я, соответственно, не вращалась в кругах практикующих йогу и не имела соответствующих знакомых. У меня было классически далекое от йоги представление об адептах этой практики, близкое к бытующему: йог – это худющий человек в чалме, ступающий по углям и спящий на гвоздях.

Я неоднократно делала попытки посещений групповых занятий в местных студиях йоги, но дольше 3-4 посещений моя практика там не продолжалась, так как все занятия напоминали фитнес и физкультуру причем массовую. Как там у 20 человек в группе что получается, тренера не интересовало. Выдавалась программа упражнений и до свидания. Даже я, со своим нулевым уровнем знаний по йоге понимала, что это не совсем то, а даже совсем не то.

Тогда я решила хорошенько изучить тему самостоятельно, по крайней мере, ее теоретическую часть. Первыми мне попались книги Виктора Бойко и Андрея Сидерского. Книги индийских мастеров йоги меня тогда вообще пугали своей санскритской терминологией и оторванностью от реалий западного человека.

Прочитав «Йога. Искусство коммуникации» и «Йога. Скрытые аспекты практики» В.Бойко, я выписала оттуда два комплекса для начинающих, каждый состоящий из 16 асан. Каждую асану я схематично нарисовала на желтом квадратике бумаги для заметок, присвоив ей порядковый номер, указанный в комплексе. Трехметровые названия асан на санскрите приводили меня в уныние, но я прилежно по буквам выписывала их под рисунком каждой асаны, а рядом понятный русский аналог названия. Разложив 16 бумажек на полу по возрастанию номеров, я начинала практику.

Выполнять все асаны было неимоверно трудно, особенно стоячие. Моментально перенапрягались мышцы спины, бедер, и как ни странно, рук и шеи. Мои предельные положения в асанах были корявыми и бесконечно далекими от картинки с изображением, многие асаны из этого простого начального комплекса не получались совсем. Я ложилась в шавасану после каждой асаны. Благо я прочитала, что на первых порах так и нужно делать.

Рекомендацию авторов «расслабиться а асане» и получить удовольствие, я воспринимала как форменное издевательство. Совет «прикрыть глаза» – как опечатку. Тело еле стояло, дрожало и норовило если не упасть, то моментально выйти из асаны. Хотя и само словосочетание «выйти из асаны» ко мне тогда не могло быть применено, так я в нее толком и не входила. Лучше подходит – «пыталась приблизиться».

Кроме того, я не знала сколько стоять, как дышать, куда смотреть и вообще похоже ли моя поза на то что должно быть. Поэтому пришло понимание, что книги – это отлично, но надо все таки пойти куда то научиться.

Ну а где же учиться йоге как не на ее родине в Индии? Благо вопрос языкового барьера для меня не стоял, я хорошо говорю и понимаю английский, на котором и ведут все курсы йоги в Индии. К слову сказать, русскоязычных курсов йоги там тоже предостаточно.

Уже после обучения в Индии и на основе рекомендаций учителей, я прочитала замечательные источники, которых мне так не хватало на начальном этапе и которые рекомендую всем, интересующимся практикой и философией йоги. Без изучения этих книг практика йоги может так и остаться для вас навсегда только физкультурой.

Базовый список книг для изучения:

  • Айенгар БКС «Йога Дипика»
  • Айенгар БКС «Пранаяма Дипика»
  • Айенгар БКС «Древо йоги»
  • Айенгар БКС «Йога путь к здоровью»
  • Айенгар Гита «Йога для женщин»
  • Шивананда Свами «Золотая книга йоги»
  • Шивананда Свами «Йоготерапия»
  • Сатьянанда Сарасвати «Хатха-йога Прадипика»
  • Сатьянанда Сарасвати «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха»
  • Сатьянанда Сарасвати «Сурья намаскар»
  • Рамачарака «Хатха-Йога»
  • Йогананда Парамаханса “Автобиография Йога”

Единственная оговорка, которую мне хотелось бы сделать, это рекомендация подходить к использованию методов и практик, изложенных в этих книгах разумно, с учетом того, что большинство из них писалось несколько десятков лет назад в Индии, рассчитывая на интеллектуальный тип и образ жизни индийского читателя, индийский климат и традиционный для Индии набор продуктов питания. По возможности консультируйтесь со специалистами в области практической Йоги и Йогатерапии, имеющими опыт работы в наших условиях, а также с профессиональными медиками, хорошо знакомыми с практикой Йоги.

Помогло ли мне очное обучение, спросите вы, и можно ли обойтись без него, изучив все нужные книги и практикуя самостоятельно? Мой ответ: можно. И вполне реально. Особенно сейчас, когда в интернете дополнительно к текстам источников предлагается масса видео с обучением технике выполнения асан, пранаямы, бандх и крий.

Возможно и я бы научилась азам йоги самостоятельно. Но, анализируя свой опыт практики в Индии, я понимаю, что мне очень важно было услышать от учителя, что то, как я выполняю асаны  – коряво и весьма отдаленно от оригинала – это нормально на моей стадии обучения. Узнать, что при постоянной практике, прогресс обязательно будет и асана получится.

Важно было получить рекомендации как избежать болезненных ощущений в процессе выполнения асан, обусловленных моими заболеваниями, в частности, грыжами позвоночника. Узнать, что вообще болезненных ощущений в практике допускать нельзя. Важно было узнать какие асаны мне совсем противопоказаны, по крайней мере, до поры, пока мои заболевания не уйдут. 

Важно было увидеть других учащихся разных возрастов, таких же как я, слабых и кривых в йогических позах, но упорно продолжающих практику. Удивляться вместе с ними, как после практики пранаямы у кого-то исчезли головная боль и простудный насморк, смягчился, а потом и совсем пропал кашель. Нам, городским европейцам, присосавшимся к аптекам, такие побочные эффекты йоги – на уровне чуда.

Важно было совместно, сидя большим кругом, распевать вместе со всеми в классе мантры и чувствовать необыкновенное единение, приток энергии, радость и удовлетворение.

Финальная Аарти выпускников на берегу Ганги

А ежевечерняя церемония Ганга Аарти – это что-то вообще не из моей прежней жизни. Я не люблю места массового скопления народа, громкой музыки и дискомфортных условий. Там эти три больших минуса почему то превратились в огромный плюс. Сидение в течение часа в «Сиддхасане» под непрекращающееся громкое ведическое песнопение бок о бок с незнакомыми людьми, часто прижимаясь телами к друг другу из-за тесноты, не вызывало неудовольствия. Это было легко и радостно. Все люди улыбались друг другу, особенно индийцы. У нас, приезжих, все-таки это пока получается плохо.

В общем, резюмируя вышесказанное, хочу сказать, что обучение йоге в школах, профессионально и давно ее преподающих, дело очень хорошее. Оно продвинет вас на пути практики йоги мощно и стремительно, а изучая йогу автономно и самостоятельно вы потратите куда больше сил и времени.

Что касается меня, то поездка и обучение в Индии сыграли в моей жизни особую роль, можно даже сказать – поворотную. После обучения и года самостоятельной ежедневной практики йоги, я приняла решение завершить свою финансово-экономическую карьеру в офисе и посвятить себя совершенно другой области жизни – изучению практик ЗОЖ, а в последствии обучению им, преподаванию йогатерапии, постижению искусства растительной (веганской) кулинарии.

Читайте далее:

Как кормят в ашрамах Индии

Как я училась йоге в ашраме Ришикеша

Что делать в Ришикеше и как добраться

Где лучше всего учиться йоге

[jetpackcrm_form id=”1″ style=”simple”]

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *